Региональное музыкальное искусство: к проблеме восприятия произведений разных жанров Республики Коми

Региональное музыкальное искусство: к проблеме восприятия произведений разных жанров Республики Коми

Проблема взаимного влияния культур как проблема коммуникаций между ними является одной из центральных в теории культуры. И в самом процессе развития художественной культуры огромную роль играют коммуникации между творцом и потребителями искусства, принадлежащими к различным культурным общностям. Музыкальное искусство, открывая огромные возможности для познания душевного мира человека, развивает способность понимания и сопереживания. Согласно мысли Генриха Орлова, «Воспринимаемая как коммуникация, музыка возвращает слушателю кодифицированный образ тех или иных сторон коллективного опыта культуры, к которой он принадлежит, — отчуждённое самоотражение его культурного «я». Она выступает как средство общения слушателя с самим собой, и если бы ценность музыки этим исчерпывалась, она — помимо эстетического удовлетворения — играла бы скорее негативную роль, укрепляя человеческую ситуацию самоотчуждения и самообъективации. Реальные потребности современного российского общества в сохранении и развитии национально-культурных традиций, сложившихся в тех или иных регионах страны и являющихся одним из факторов преодоления острых духовно-нравственных и межэтнических проблем социального развития, актуализируют проблему изучения специфики музыкальной культуры в национальных автономиях. Одновременно с этой проблемой существует задача, направленная  на подъём самосознания нации через активное постижение национальной музыкальной культуры.

Данный факт сопоставим с мыслью И.Е. Фадеевой и В.А.Сулимова о том, что «Формирование республиканского социокультурного пространства, находящегося в «разрывном поле» общероссийских негативных социокультурных  тенденций, оказывается одновременно в напряженном силовом поле глобальных тенденций развития. К таким  тенденциям относится переход от индустриального общества к постиндустриальному».
Современный коми композитор Сергей Носков - автор оперы «Куратов» (2009), поставленной в театре оперы и балета к 175-летнему юбилею поэта и уже более двух десятилетий проживающий в Англии, отмечает, что «в наше время - время интернета и глобальных коммуникаций национальные особенности размываются.  Люди с детства слышат песни из разных стран, на разных языках и, естественно, соответствующим образом складывается их мировоззрение и мышление.  Хотим мы этого, или нет, национальные черты и особенности стираются.  Вместе с этим, стирается и национальная уникальность музыки.  Как вокальной, так и инструментальной.  Она становится универсально-стандартной … национально-нейтральной.  Именно поэтому тем большую ценность имеют, и тем больший интерес вызывают произведения ярко - национального характера».
В Сыктывкаре, как центре музыкальной жизни РК в силу ряда факторов, сейчас подходит к своей кульминации проект «Песенный камертон: организация Центра музыкального наследия им. А. Г. Осипова в отделе литературы по искусству Национальной библиотеки Республики Коми». Он направлен на сохранение и популяризацию музыкально-песенного наследия первого профессионального коми композитора, 95-летний юбилей которого республика отмечает в 2018 году. Наибольшая известность принадлежит таким песням А.Осипова как «Катшасинъяс» (сл.С.Попова), «Кор ми аддзысьлам тэкöд» (сл. Ф.Щербакова) и «Луныс коли важöн», «Край ты мой рябиновый», «Деревенька моя» (сл. В.Кушманова), «Коми ань» (сл.Г.Юшкова) и балету «Яг-морт» Я.Перепелицы. Этот знаковый для региона балет – его современный культурный бренд, созданный в период «оттепели», по мысли исследователей, является отражением попытки поэтизации фольклорной аутентичной традиции  советского этапа социокультурной динамики формирования/конструирования этничности.
 Среди сочинений последнего десятилетия, отражающих региональную образно-тематическую специфику, отметим сборник для фортепиано Ирины Блинниковой «Звуки пармы» из 14 пьес (2004) – первый в республике цикл фортепианных пьес для детей на национальном музыкальном и художественно-образном материале. Сочинение уже прочно вошло в музыкально-педагогический репертуар будущих педагогов-музыкантов, учащихся музыкальных школ, ряда исполнителей-профессионалов и поле научно-исследовательской деятельности.

По мере удаления от столицы, можно говорить об отсутствии какой-либо систематичной культурной политики в отношении регионального музыкального искусства. «Культурный слой» республиканских городов, говоря словами композитора Ирины Блинниковой, ещё в целом достаточно тонок, в районах преобладает интерес к фольклорной традиции и творчеству местных самодеятельных композиторов и исполнителей.

Творческая  жизнь музыкального произведения  требует слушательского сотворчества в разнообразных формах.

Презентация: